Закон о прописке

Содержание

Порядок прописки и регистрации по месту пребывания и проживания

Прописка, как разрешительный порядок, существовала в России до 1992 года. Она выполняла задачу ограничения бесконтрольного перемещения  людей по территории страны. Каждый гражданин привязывался к конкретному месту жительства, что считалось необходимым условием для гарантированной реализации его конституционных прав. Проживание без прописки наказывалось по закону.

 С 1993 года в России действует процедура регистрации. По Конституции РФ каждый гражданин может беспрепятственно выбирать любое место для проживания (пребывания) в границах Российской Федерации. Ограничения возможны только в особых, установленных законом случаях. Те же нормы применимы и к гражданам других государств, пребывающих в России законно. Регистрация введена для обеспечения условий соблюдения всех прав и исполнения гражданского долга перед страной и народом. В быту люди часто продолжают называть регистрацию пропиской.

 Нормативно-правовая база

 Основные нормативные документы, регулирующие процедуру регистрации граждан:
•    Закон РФ № 5242-1 от 25 июня 1993г.;
•    «Правила регистрации…» (правительственное постановление № 713, принятое 17.07.1995 г.);
•     Приказ ФМС № 288, принят 11 сентября 2012 г., «Об утверждении Административного регламента…».

 Полномочия по регистрации граждан возложены на местные органы ФМС.

 Временная регистрация

 Необходима, если человек живет в помещении временно, более 90 дней. До окончания указанного срока гражданин обязан обратиться в ФМС для осуществления процедуры временной регистрации. Необходимые документы:

•    Паспорт;
•    Заявление (форму предоставляют в отделении ФМС);
•    Основание для проживания в заявленном помещении.

Таким основанием служит один из  документов: договор соцнайма, заявление от собственника о предоставлении жилья, государственные правоустанавливающие документы на жилье. В последнем варианте можно не предъявлять сам документ, а лишь отметить его реквизиты в заявлении. Регистратор самостоятельно сделает запрос в соответствующих органах и произведет регистрацию в течение 8 дней.

 Срок временной регистрации устанавливается по взаимной договоренности между собственником жилья и регистрирующимся лицом. В случае неприватизированного жилья потребуется согласие в письменном виде от всех лиц, состоящих на учете в нем. За прописанных детей до 14-ти летнего возраста заявление составляют родители. Все бумаги передаются сотруднику ФМС, через 3-х рабочих дня после этого производится регистрация и заявитель получает соответствующее свидетельство.

Временная регистрация в гостиницах, санаториях и прочих подобных местах, в учреждениях уголовно-исправительной системы производится администрациями этих организаций по паспорту  гражданина. Услуга временной регистрации производится безвозмездно, без снятия граждан с места постоянного учета.

Постоянная регистрация

 Соответственно действующим законам граждане РФ должны в семидневный термин после вселения на новое место проживания подать в ФМС нужные документы для регистрационного учета. В общем случае надо предоставить:

•    Паспорт (другой, удостоверяющий личность, документ);
•    Заявление (форму предоставляет ФМС);
•    Основание для заселения жилья согласно жилищному законодательству РФ.

Кроме того, гражданин должен сняться с учета по старому адресу проживания и забрать листок убытия. Закон допускает постановку на учет без снятия с регистрации по прежнему адресу. Регистрационная служба, по заявлению гражданина, должна в трехдневный срок направить в отделение ФМС по его старому месту проживания сведения о снятии с регистрации.

Прядок регистрации в собственном жилье

После переселения на новое место в  семидневный срок в местный орган регистрации (паспортный стол) представляются следующие документы (вместе с копиями):
•    Составленное на месте заявление;
•    Гражданский паспорт;
•    Листок убытия (для предварительно выписавшихся лиц);
•    Правоустанавливающие документы на жилье.

 Паспортист передает поданные бумаги в местное отделение ФМС. Там в срок до трех дней происходит регистрация. Оттиск в паспорте проставляется в день поступления документов в местный орган ФМС.

 Правоустанавливающие документы на жилье, прошедшие государственную регистрацию, можно не предъявлять. Достаточно указать их реквизиты в заявлении. Регистратор самостоятельно запросит эти документы в государственных органах и произведет регистрацию лица в течение 8 суток со дня заявления.

Постоянная и временная прописка

 Порядок регистрации в жилье, которым владеют другие лица

В паспортный стол надо предоставить:
•    Паспорт регистрирующегося лица;
•    Листок убытия;
•    Заявление регистрирующегося лица;
•    Паспорта всех собственников квартиры (дома);
•    Заявления от всех владельцев жилья о разрешении регистрации данного лица (форма выдается в ФМС);
•    Правоустанавливающие документы на жилье для всех владельцев.

 Паспортист по числу поданных заявлений проверит наличие всех собственников и оригиналы поданных документов. Паспорт регистрирующегося лица будет возвращен владельцу после простановки в нем оттиска о регистрации в отведенные Правилами сроки.

 Особенности регистрации в чужом неприватизированном жилье

 ЖК РФ гласит: лица, живущие по договору соцнайма, могут зарегистрировать родителей, детей и супругов (с письменного разрешения всех лиц, зарегистрированных ранее по этому адресу). Для регистрации дальних родственников или посторонних лиц кроме этого условия необходимо разрешение организации, с которой подписан договор соцнайма. Положительный ответ этой организацией будет дан, если число квадратных метров жилплощади на каждого зарегистрированного будет соответствовать учетной норме.

 Предоставляемые документы:
•    Заявление;
•    Паспорт регистрирующегося лица;
•    Листок убытия;
•    Брачное свидетельство;
•    Состав семьи (справка);
•    Письменное разрешение о постановке от всех лиц, состоящих на учете на этой жилплощади;
•    Паспорта всех зарегистрированных;
•    Договор соцнайма или ордер;
•    Разрешение организации, с которой заключен договор соцнайма.

После проверки документов паспорт регистрирующемуся лицу возвращается с соответствующей отметкой в определенные Правилами сроки.

Особенности регистрации детей

Регистрация несовершеннолетних по адресу проживания  их родителей производится независимо от вида принадлежности жилого фонда, согласия собственника (арендодателя) и живущих на данной жилплощади людей. Ребенок обязательно ставится на учет по адресу проживания родителя с рождения до достижения 18-ти летнего возраста.

Регистрация несовершеннолетнего по адресу проживания родителя производится после подачи заявления соответствующей формы, предъявления паспорта родителя ( документов, подтверждающих законность опеки) и документа о рождении ребенка. Оформляется регистрация по установленному Правилами порядку.

Регистрация по адресу проживания (пребывания) – процедура обязательная для всех лиц. Несоблюдение правил регистрации в общем случае является административным правонарушением, как для граждан, так и для собственников жилого фонда.

В 1993 году после принятия закона от 25 июня 1993 г .

Закон о прописке граждан РФ

№ 5242-1, термин выписка/прописка был отменен и на его место пришел термин «регистрационный учет». Суть самой процедуры это не поменяло и любой гражданин находящийся на территории РФ должен пройти регистрацию по месту жительства или пребывания.

При этом, многие до сих пор продолжают использовать старые понятия, например, используя фразу «закон о прописке».

Что говорит закон

В 2015 году в закон о прописке граждан России правительством были внесены существенные изменения, касающиеся отдельных моментов регистрации граждан.

Обратите внимание: Местом жительства, по нормам закон РФ о прописке, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под местом пребывания стоит понимать то место, где лицо обосновалось временно. Это может быть гостиница, дом отдыха и пр.

Основные нововведения закона о прописке и регистрации:

  • Согласно новому положению закона, временная прописка теперь доступна для лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Данные лица имеют право прописаться именно в этих учреждениях.
  • Вводится новое понятие «фиктивной регистрации». Понятие подразумевает под собой регистрацию, полученную путем предоставления ложных документов и/или сведений.
  • В УК РФ вводятся новые статьи, предусматривающие наказание за фиктивную постоянную и временную регистрацию граждан.
  • По нормам нового закона о прописке наказываться будет и фиктивная регистрация иностранцев и лиц без гражданства по месту пребывания.
  • Закон о прописке в России предусматривает административную ответственность за нарушение требований и правил регистрации.
  • В 2016, согласно закону, будут действовать более ужесточенные штрафы. Например, за нарушение правил регистрации предусматривается штраф от двух до трех тысяч рублей, собственники жилья за жильцов-правонарушителей заплатят штраф в размере до пяти тысяч рублей.

Это только основные изменения, которые существенно отразятся на гражданах, имеющих проблемы с регистрацией. Многие специалисты отмечают, что новые поправки в закон не уменьшат поток мигрантов в страну и в первую очередь существенно скажутся именно на простых российских гражданах.

Временные рамки

Многих граждан интересует вопрос о том, какой срок дается на прописку после выписки. В настоящее время до сих пор действует Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, предусматривающее сроки прописки по новому месту жительства.

Сроки прописки после выписки по такому закону прораниваются к семи дням с момента прибытия при смене постоянной регистрации. При временном пребывании срок равняется трем месяцам.

Срок прописки после выписки имеет важный нюанс: семидневный срок начинает течь с момента прибытия на новое место жительства. Таким образом срок будет зависеть от наличия места регистрации и времени, которое необходимо гражданину чтобы добраться до места жительства.

Процедуры прописки и выписки строго регламентированы, и при своевременном предоставлении документов проходят довольно быстро.

Срок прописки после выписки 2018 является строго регламентированным и если не нарушать установленные требования, вовремя обратившись в требуемую инстанцию, то процедура регистрации проходит довольно быстро.

Основные моменты закона, касающиеся процедуры прописки/выписки:

  • Если гражданин планирует переезд из одного места в другое, то ему потребуется для начала аннулировать регистрацию с места выезда.
  • Для этого необходимо посетить паспортный стол и написать соответствующее заявление.
  • Заполнить необходимые бланки, указав новое место проживания.
  • После оформления бумаг сдается паспорт.
  • Примерно через неделю гражданин сможет получить соответствующий штамп.

Закон напрямую не говорит о том, что гражданин должен проживать в месте прописки. То есть, имея прописку в одном городе, гражданин имеет право проживать в другом.

Дачный вопрос

Довольно давно обсуждались основные моменты закона, позволяющие оформить прописку на дачном участке. Конституционный суд РФ в 2011 году признал, что отказ в прописке противоречит Конституции РФ. Многие дачники такому положению дел были очень рады, пока не столкнулись с рядом проблем.

Основная трудность возникла в том, что по закону прописка на дачном участке 2018 возможно в том случае, если дом, возведенный на таком участке, будет соответствовать установленным требованиям, то есть быть пригодным для постоянного проживания. Для определения пригодности дома, назначается экспертиза.

Как правило, прописка на дачном участке осуществляется в судебном порядке.

Обучение детей и прописка

Родителей, чьи дети должны пойти в учебные заведения, интересует вопрос о том, можно ли попасть в школу не по прописке или нет и что об этом говорит закон.

Прямого указания в законе на то, что для зачисления в школу обязательно требуется проживание по прописке или регистрация на территории, которая закрепляется за школой. Причиной отказа в зачислении может быть только отсутствие свободных мест в классах.

Оформление прописки новорожденных детей

После выписки из родильного дома, родители должны получить свидетельство о рождении ребенка. Срок для получения данного документа — один месяц.

По закону, после получения свидетельства должна быть осуществлена прописка ребенка.

В законе нет указания на сроки о прописке новорожденного. По правилам, регистрация должна быть осуществлена в течение семи дней после получения свидетельства. Если данный срок будет пропущен, это будет являться нарушением  ст. 19 КоАП РФ.

      Если Вам необходима квалифицированная консультация применительно к Вашей ситуации — позвоните по телефону, указанному в верху страницы, либо отправьте вопрос через форму справа внизу экрана. Наш профильный юрист оперативно ответит и решит Вашу проблему!

Статьи по теме

Порядок прописки и регистрации по месту пребывания и проживания

Прописка, как разрешительный порядок, существовала в России до 1992 года. Она выполняла задачу ограничения бесконтрольного перемещения  людей по территории страны. Каждый гражданин привязывался к конкретному месту жительства, что считалось необходимым условием для гарантированной реализации его конституционных прав. Проживание без прописки наказывалось по закону.

 С 1993 года в России действует процедура регистрации. По Конституции РФ каждый гражданин может беспрепятственно выбирать любое место для проживания (пребывания) в границах Российской Федерации. Ограничения возможны только в особых, установленных законом случаях. Те же нормы применимы и к гражданам других государств, пребывающих в России законно. Регистрация введена для обеспечения условий соблюдения всех прав и исполнения гражданского долга перед страной и народом. В быту люди часто продолжают называть регистрацию пропиской.

 Нормативно-правовая база

 Основные нормативные документы, регулирующие процедуру регистрации граждан:
•    Закон РФ № 5242-1 от 25 июня 1993г.;
•    «Правила регистрации…» (правительственное постановление № 713, принятое 17.07.1995 г.);
•     Приказ ФМС № 288, принят 11 сентября 2012 г., «Об утверждении Административного регламента…».

 Полномочия по регистрации граждан возложены на местные органы ФМС.

 Временная регистрация

 Необходима, если человек живет в помещении временно, более 90 дней. До окончания указанного срока гражданин обязан обратиться в ФМС для осуществления процедуры временной регистрации.

Закон о временной регистрации

Необходимые документы:

•    Паспорт;
•    Заявление (форму предоставляют в отделении ФМС);
•    Основание для проживания в заявленном помещении.

Таким основанием служит один из  документов: договор соцнайма, заявление от собственника о предоставлении жилья, государственные правоустанавливающие документы на жилье. В последнем варианте можно не предъявлять сам документ, а лишь отметить его реквизиты в заявлении. Регистратор самостоятельно сделает запрос в соответствующих органах и произведет регистрацию в течение 8 дней.

 Срок временной регистрации устанавливается по взаимной договоренности между собственником жилья и регистрирующимся лицом. В случае неприватизированного жилья потребуется согласие в письменном виде от всех лиц, состоящих на учете в нем. За прописанных детей до 14-ти летнего возраста заявление составляют родители. Все бумаги передаются сотруднику ФМС, через 3-х рабочих дня после этого производится регистрация и заявитель получает соответствующее свидетельство.

Временная регистрация в гостиницах, санаториях и прочих подобных местах, в учреждениях уголовно-исправительной системы производится администрациями этих организаций по паспорту  гражданина. Услуга временной регистрации производится безвозмездно, без снятия граждан с места постоянного учета.

Постоянная регистрация

 Соответственно действующим законам граждане РФ должны в семидневный термин после вселения на новое место проживания подать в ФМС нужные документы для регистрационного учета. В общем случае надо предоставить:

•    Паспорт (другой, удостоверяющий личность, документ);
•    Заявление (форму предоставляет ФМС);
•    Основание для заселения жилья согласно жилищному законодательству РФ.

Кроме того, гражданин должен сняться с учета по старому адресу проживания и забрать листок убытия. Закон допускает постановку на учет без снятия с регистрации по прежнему адресу. Регистрационная служба, по заявлению гражданина, должна в трехдневный срок направить в отделение ФМС по его старому месту проживания сведения о снятии с регистрации.

Прядок регистрации в собственном жилье

После переселения на новое место в  семидневный срок в местный орган регистрации (паспортный стол) представляются следующие документы (вместе с копиями):
•    Составленное на месте заявление;
•    Гражданский паспорт;
•    Листок убытия (для предварительно выписавшихся лиц);
•    Правоустанавливающие документы на жилье.

 Паспортист передает поданные бумаги в местное отделение ФМС. Там в срок до трех дней происходит регистрация. Оттиск в паспорте проставляется в день поступления документов в местный орган ФМС.

 Правоустанавливающие документы на жилье, прошедшие государственную регистрацию, можно не предъявлять. Достаточно указать их реквизиты в заявлении. Регистратор самостоятельно запросит эти документы в государственных органах и произведет регистрацию лица в течение 8 суток со дня заявления.

 Порядок регистрации в жилье, которым владеют другие лица

В паспортный стол надо предоставить:
•    Паспорт регистрирующегося лица;
•    Листок убытия;
•    Заявление регистрирующегося лица;
•    Паспорта всех собственников квартиры (дома);
•    Заявления от всех владельцев жилья о разрешении регистрации данного лица (форма выдается в ФМС);
•    Правоустанавливающие документы на жилье для всех владельцев.

 Паспортист по числу поданных заявлений проверит наличие всех собственников и оригиналы поданных документов. Паспорт регистрирующегося лица будет возвращен владельцу после простановки в нем оттиска о регистрации в отведенные Правилами сроки.

 Особенности регистрации в чужом неприватизированном жилье

 ЖК РФ гласит: лица, живущие по договору соцнайма, могут зарегистрировать родителей, детей и супругов (с письменного разрешения всех лиц, зарегистрированных ранее по этому адресу). Для регистрации дальних родственников или посторонних лиц кроме этого условия необходимо разрешение организации, с которой подписан договор соцнайма. Положительный ответ этой организацией будет дан, если число квадратных метров жилплощади на каждого зарегистрированного будет соответствовать учетной норме.

 Предоставляемые документы:
•    Заявление;
•    Паспорт регистрирующегося лица;
•    Листок убытия;
•    Брачное свидетельство;
•    Состав семьи (справка);
•    Письменное разрешение о постановке от всех лиц, состоящих на учете на этой жилплощади;
•    Паспорта всех зарегистрированных;
•    Договор соцнайма или ордер;
•    Разрешение организации, с которой заключен договор соцнайма.

После проверки документов паспорт регистрирующемуся лицу возвращается с соответствующей отметкой в определенные Правилами сроки.

Особенности регистрации детей

Регистрация несовершеннолетних по адресу проживания  их родителей производится независимо от вида принадлежности жилого фонда, согласия собственника (арендодателя) и живущих на данной жилплощади людей. Ребенок обязательно ставится на учет по адресу проживания родителя с рождения до достижения 18-ти летнего возраста.

Регистрация несовершеннолетнего по адресу проживания родителя производится после подачи заявления соответствующей формы, предъявления паспорта родителя ( документов, подтверждающих законность опеки) и документа о рождении ребенка. Оформляется регистрация по установленному Правилами порядку.

Регистрация по адресу проживания (пребывания) – процедура обязательная для всех лиц. Несоблюдение правил регистрации в общем случае является административным правонарушением, как для граждан, так и для собственников жилого фонда.

В 1993 году после принятия закона от 25 июня 1993 г . № 5242-1, термин выписка/прописка был отменен и на его место пришел термин «регистрационный учет». Суть самой процедуры это не поменяло и любой гражданин находящийся на территории РФ должен пройти регистрацию по месту жительства или пребывания.

При этом, многие до сих пор продолжают использовать старые понятия, например, используя фразу «закон о прописке».

Что говорит закон

В 2015 году в закон о прописке граждан России правительством были внесены существенные изменения, касающиеся отдельных моментов регистрации граждан.

Обратите внимание: Местом жительства, по нормам закон РФ о прописке, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под местом пребывания стоит понимать то место, где лицо обосновалось временно. Это может быть гостиница, дом отдыха и пр.

Основные нововведения закона о прописке и регистрации:

  • Согласно новому положению закона, временная прописка теперь доступна для лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

    Закон о прописке и регистрации

    Данные лица имеют право прописаться именно в этих учреждениях.

  • Вводится новое понятие «фиктивной регистрации». Понятие подразумевает под собой регистрацию, полученную путем предоставления ложных документов и/или сведений.
  • В УК РФ вводятся новые статьи, предусматривающие наказание за фиктивную постоянную и временную регистрацию граждан.
  • По нормам нового закона о прописке наказываться будет и фиктивная регистрация иностранцев и лиц без гражданства по месту пребывания.
  • Закон о прописке в России предусматривает административную ответственность за нарушение требований и правил регистрации.
  • В 2016, согласно закону, будут действовать более ужесточенные штрафы. Например, за нарушение правил регистрации предусматривается штраф от двух до трех тысяч рублей, собственники жилья за жильцов-правонарушителей заплатят штраф в размере до пяти тысяч рублей.

Это только основные изменения, которые существенно отразятся на гражданах, имеющих проблемы с регистрацией. Многие специалисты отмечают, что новые поправки в закон не уменьшат поток мигрантов в страну и в первую очередь существенно скажутся именно на простых российских гражданах.

Временные рамки

Многих граждан интересует вопрос о том, какой срок дается на прописку после выписки. В настоящее время до сих пор действует Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, предусматривающее сроки прописки по новому месту жительства.

Сроки прописки после выписки по такому закону прораниваются к семи дням с момента прибытия при смене постоянной регистрации. При временном пребывании срок равняется трем месяцам.

Срок прописки после выписки имеет важный нюанс: семидневный срок начинает течь с момента прибытия на новое место жительства. Таким образом срок будет зависеть от наличия места регистрации и времени, которое необходимо гражданину чтобы добраться до места жительства.

Процедуры прописки и выписки строго регламентированы, и при своевременном предоставлении документов проходят довольно быстро.

Срок прописки после выписки 2018 является строго регламентированным и если не нарушать установленные требования, вовремя обратившись в требуемую инстанцию, то процедура регистрации проходит довольно быстро.

Основные моменты закона, касающиеся процедуры прописки/выписки:

  • Если гражданин планирует переезд из одного места в другое, то ему потребуется для начала аннулировать регистрацию с места выезда.
  • Для этого необходимо посетить паспортный стол и написать соответствующее заявление.
  • Заполнить необходимые бланки, указав новое место проживания.
  • После оформления бумаг сдается паспорт.
  • Примерно через неделю гражданин сможет получить соответствующий штамп.

Закон напрямую не говорит о том, что гражданин должен проживать в месте прописки. То есть, имея прописку в одном городе, гражданин имеет право проживать в другом.

Дачный вопрос

Довольно давно обсуждались основные моменты закона, позволяющие оформить прописку на дачном участке. Конституционный суд РФ в 2011 году признал, что отказ в прописке противоречит Конституции РФ. Многие дачники такому положению дел были очень рады, пока не столкнулись с рядом проблем.

Основная трудность возникла в том, что по закону прописка на дачном участке 2018 возможно в том случае, если дом, возведенный на таком участке, будет соответствовать установленным требованиям, то есть быть пригодным для постоянного проживания. Для определения пригодности дома, назначается экспертиза.

Как правило, прописка на дачном участке осуществляется в судебном порядке.

Обучение детей и прописка

Родителей, чьи дети должны пойти в учебные заведения, интересует вопрос о том, можно ли попасть в школу не по прописке или нет и что об этом говорит закон.

Прямого указания в законе на то, что для зачисления в школу обязательно требуется проживание по прописке или регистрация на территории, которая закрепляется за школой. Причиной отказа в зачислении может быть только отсутствие свободных мест в классах.

Оформление прописки новорожденных детей

После выписки из родильного дома, родители должны получить свидетельство о рождении ребенка. Срок для получения данного документа — один месяц.

По закону, после получения свидетельства должна быть осуществлена прописка ребенка.

В законе нет указания на сроки о прописке новорожденного. По правилам, регистрация должна быть осуществлена в течение семи дней после получения свидетельства. Если данный срок будет пропущен, это будет являться нарушением  ст. 19 КоАП РФ.

      Если Вам необходима квалифицированная консультация применительно к Вашей ситуации — позвоните по телефону, указанному в верху страницы, либо отправьте вопрос через форму справа внизу экрана. Наш профильный юрист оперативно ответит и решит Вашу проблему!

Статьи по теме

Прописка новорожденного

После рождения на свет младенца у его родителей появляется множество новых забот, и одна из них – оформление всех документов на ребенка. Среди бюрократических процедур важную роль занимает прописка новорожденного малыша.

Для чего нужна прописка новорожденному

Прописка новорожденного нужна для того, чтобы ребенок мог пользоваться всеми предоставляемыми государством услугами и льготами. К ним относятся бесплатные медицинские услуги, оформление малыша в детские учреждения, выдача различных пособий и субсидий.

Наше государство предоставляет возможность детям пользоваться бесплатными медицинскими услугами и получать некоторые лекарственные препараты, но для этого необходимо сначала получить полис ОМС. Выдача этого полиса производиться на основании информации о прописке.

Нужна прописка новорожденного и для начисления пособий на ребенка. Определить объем и возможность предоставления таких пособий можно в центре социальной защиты. Пакет документов, требующихся для оформления материнского капитала, также включает отметку о прописке.

Сроки прописки новорожденного

Что касается срока, в течение которого новорожденного ребенка необходимо зарегистрировать по постоянному месту жительства, он ничем не ограничен. Однако в статье 19.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прописано наказание в виде штрафа, размер которого может составлять 2 – 5 тысяч рублей, а если данное правонарушение имеет место быть в городах федерального значения Санкт-Петербурге или Москве – то 5 – 7 тысяч рублей.

Известны случаи, когда работники паспортных столов заставляют родителей, обратившихся для прописки новорожденного позже, чем через неделю со дня его рождения или получения свидетельства о рождении (на что хватит фантазии), вначале оплатить штраф, и только после предъявления квитанции о его уплате принимают документы на регистрацию. При этом они ссылаются на такой документ, как правила регистрации и снятия с учета граждан России по месту их пребывания, а также по месту жительства, действующие на территории РФ. Следует знать, что такие действия неправомерны, а сотрудники превышают свои полномочия. Штраф за отсутствие прописки у новорожденного не предусмотрен.

Прежде всего, законодательно не определен срок, на протяжении которого необходимо прописать малыша. Кроме того, в вышеупомянутой статье 19.15.1 КоАП РФ есть примечание, в котором указано, что граждане освобождаются от ответственности за это правонарушение, если новорожденный, проживающий с ними по одному адресу, является их ребенком, в том числе приемным, или внуком. Наконец, отказ работников паспортного стола зарегистрировать новорожденного до тех пор, пока не будет оплачен штраф, является превышением их должностных полномочий, и является основанием для обращения в компетентные органы. Как правило, ссылки на указанную статью КоАП и предложения обратиться в прокуратуру за разрешением спора оказывается достаточно, чтобы инцидент был исчерпан.

Документы для прописки новорожденного

Чтобы быстро и без проблем прописать новорожденного, нужно собрать и подготовить все документы заранее. В таком случае можно обойтись без многократного посещения паспортного стола, что нередко связано с длительным стоянием в очередях. Для всех собранных документов стоит сделать копии с помощью ксерокса. При этом и все оригиналы также должны быть в наличии.

Список требующихся документов для прописки новорожденного включает следующие пункты:

  1. Свидетельство о рождении малыша, а также ксерокопия этого документа.
  2. Паспорта мамы и папы новорожденного младенца вместе с их копиями.
  3. Свидетельство о браке.
  4. В случае если родители новорожденного прописаны в разных местах, согласие второго родителя на прописку новорожденного по этому адресу.

В паспортный стол для прописки новорожденного родители должны обращаться лично. Прописать малыша можно только в том же месте, где прописан хотя бы один из его родителей. По семейному кодексу нашей страны ребенок младше 16 лет должен совместно проживать со своими родителями или опекунами. При этом отказать в процедуре прописки не могут на основании недостаточного размера жилплощади. А вот согласие остальных лиц, прописанных по данному адресу, и даже собственников этой жилплощади не нужно.

Прописка новорожденного в приватизированную квартиру

Процедура регистрации малыша по месту жительства начинается со сбора необходимых документов. Прежде всего, родители должны обратиться в ЗАГС по своему месту жительства для получения первого документа — свидетельства о рождении. Не обязательно идти в госучреждение обоим родителям – это вполне может сделать отец, чтобы не обременять молодую маму лишними хлопотами (правда, это возможно лишь в том случае, когда брак родителей официально зарегистрирован).

Работникам ЗАГСа необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорта мамы и папы малыша;
  • свидетельство об официальном заключении брака, при его наличии;
  • справку из роддома.

Если брак между родителями ребенка не зарегистрирован, придется заплатить госпошлину в размере двухсот рублей и предъявить  квитанцию и пойти в ЗАГС вместе. Кроме того, если отец не отказывается от ребенка, он совместно с матерью должен написать заявление об установлении отцовства.

Регистрационный учёт в Российской Федерации

В результате, помимо свидетельства о рождении, будет оформлен и другой документ – свидетельство об установлении отцовства.

Вся процедура регистрации малыша в ЗАГСе занимает не более часа. После этого можно идти в паспортный стол, где и оформляется прописка новорожденного. Если родители зарегистрированы по разным адресам, от второго (к которому ребенок не прописывается) потребуется справка с места прописки о том, что малыш там не зарегистрирован, и заявление о том, что он не против регистрации новорожденного.

В паспортном столе потребуется заполнить специальный бланк заявления о регистрации ребенка по данному адресу, где проживает один из родителей. Можно также заплатить некоторую сумму, чтобы это заявление заполнил работник паспортно-визовой службы. Паспорта и свидетельство о рождении сдаются вместе с заявлением, получить их обратно можно будет через пять-семь дней.

Многие родители задаются вопросом, требуется ли для прописки новорожденного согласие всех собственников приватизированной квартиры. По закону для того, чтобы прописать нового жильца в квартире, такое согласие необходимо. Однако это требование не относится к ситуации, когда речь идет о регистрации новорожденного. Однако если в дальнейшем родители решать зарегистрировать его по другому адресу, согласие собственников потребуется.

Прописка новорожденного к отцу

Проще всего зарегистрировать ребенка, когда в одном месте прописаны оба родителя, но так бывает далеко не всегда. В случае, когда мать и отец прописаны по разным адресам, малыша можно зарегистрировать по месту жительства любого из них. Процедура прописки новорожденного по месту жительства отца не сильно отличается от стандартной.

Главное отличие – в этом случае потребуется справка с места жительства матери, что ребенок не зарегистрирован по ее адресу. В паспортном столе родители пишут два заявления: отец – с просьбой зарегистрировать ребенка по его адресу, а мать – что не возражает против регистрации. Новорожденного можно прописать к отцу, даже в том случае, если брак родителей официально не зарегистрирован.

Похожие статьи:

Как одевать грудничка летом

Игрушки для грудничков

Подушка для грудничка

Уход за грудничком

Как пеленать грудничка

Регистрационный учет граждан

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства — это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее — Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее — Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее — Регламент регистрации).

Как следует из абз.

1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 — только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления).

Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации — чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет — это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги — ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС.

Нормы закона о временной регистрации по месту пребывания

Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства — постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке — способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе — залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *