Улучшение жилищных условий военнослужащих

Все статьи Проблемные вопросы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства и признания их нуждающимися в жилых помещениях (Бордин С.Н.)

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
По смыслу приведенной нормы указанные военнослужащие и члены их семей регистрируются по адресам воинских частей без проверки нуждаемости в жилом помещении. Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащие, уже зарегистрированные по адресам воинских частей, женятся (выходят замуж) и членами их семей становятся супруги, которые уже зарегистрированы в данном населенном пункте по другим адресам, после чего военнослужащие просят зарегистрировать новых членов своей семьи по адресу воинской части.
Так, военнослужащий Н. обратился к командиру воинской части с просьбой о регистрации по адресу воинской части его новой супруги и ее несовершеннолетней дочери, в чем ему было отказано.
По нашему мнению, такая регистрация по адресу воинской части была бы формальной, так как супруги совместно проживали по другому адресу по договору найма, где и должны были быть зарегистрированы в соответствии с указанным Федеральным законом и разд. III Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". Кроме того, были бы ухудшены жилищные условия супруги и несовершеннолетней дочери супруги военнослужащего, так как в этом случае они утрачивали бы право на занимаемое жилое помещение по адресу фактической регистрации — по данному вопросу необходимо заключение органов опеки и попечительства.
В соответствии с п. 17 указанных Правил граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан (в целях регистрации по месту жительства) передают документы, указанные в п. 16 Правил (документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение), вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Супруга военнослужащего и ее дочь вместе с военнослужащим на новое место военной службы не прибывали, членами его семьи стали уже по новому месту службы, поэтому ссылка военнослужащего на указанную норму Федерального закона "О статусе военнослужащих" как обоснование для такой регистрации являлась необоснованной. Кроме того, ни военнослужащий, ни члены его семьи на территории воинской части фактически не проживали. По смыслу указанной нормы регистрация по адресам воинских частей предусмотрена, если они являются адресами места жительства военнослужащих: "регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей".
При обращении в военный суд военнослужащий ссылался на то, что указанным отказом нарушается его право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения на супругу и ее дочь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей". Однако сам заявитель в жилищную комиссию с просьбой о признании нуждающимися в жилом помещении супруги и ее дочери не обращался, а представил только сведения об их регистрации, не подтверждающие их совместное проживание. На учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения состояли только заявитель и его сыновья, поэтому правовых оснований для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения на супругу и ее дочь у командира воинской части не имелось.
Кроме того, сама супруга военнослужащего к командиру части с просьбой о регистрации ее и дочери по адресу воинской части в соответствии с разд. III Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, не обращалась, соответствующего ответа не получала. О ее намерении зарегистрироваться по адресу части можно было судить только со слов заявителя.
Указанная денежная компенсация выплачивается военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Например, в соответствии с пунктом 1 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной Приказом ФСБ России от 9 ноября 2005 г. N 665, такая денежная компенсация выплачивается военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, не обеспеченным жилыми помещениями (состав прибывших и совместно проживающих с военнослужащим членов семьи подтверждается справкой подразделения кадров, копиями паспортов с отметками о регистрации по месту жительства или по месту пребывания).
По нашему мнению, факт совместного проживания может быть подтвержден отделом кадров только на основании отметок о регистрации военнослужащего и членов его семьи по месту жительства и месту пребывания. Например, в соответствии с подп. "а" п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договорам социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях представляются копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи — граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
По смыслу ст. 1 ЖК РФ осуществление гражданами своих жилищных прав и исполнение ими своих обязанностей, вытекающих из жилищных отношений, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, участвуя в жилищных правоотношениях, не должны предпринимать действий, нарушающих права других граждан; граждане имеют право свободного выбора жилого помещения в пределах Российской Федерации для своего проживания в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, граждане вправе свободно выбирать для своего проживания любое жилое помещение в пределах Российской Федерации, но при этом обязаны регистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания или месту жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Также в соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г.

Признание военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий

N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона, а также п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Проанализировав указанные нормы вышеназванного Закона, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, бесспорно обладает одновременно и регулятивными, и охранительными функциями и позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом (деликтные обязательства, обязательства из неосновательного обогащения и т.д.).
Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с указанными нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <1>.
———————————
<1> Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2006 г. по делу N 6Н-193/05.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане принимаются на учет нуждающихся в получении жилых помещений не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых появились основания признания их нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями за предшествующие пять лет, совершение которых привело к уменьшению занимаемых жилых помещений или их отчуждению.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации при решении вопросов признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех имеющихся у военнослужащего и членов их семей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. При этом, например, согласно п. 13 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях военнослужащие и члены их семей, обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания в населенном пункте по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности), в котором военнослужащие проходят военную службу, или в близлежащих (находящихся в непосредственной близости) населенных пунктах (независимо от общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего). В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, также учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности или занимаемые по договору социального найма по месту прохождения военной службы у военнослужащего и членов его семьи.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Регистрация военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семьи по адресу воинской части, по мнению автора, возможна только в случае их фактического проживания по адресу воинской части (абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
2. В случае найма военнослужащим и членами его семьи жилого помещения они должны быть зарегистрированы по адресу указанного жилого помещения (постоянно или временно) (ст. ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 5242-1).
3. Факт совместного проживания военнослужащего и членов его семьи должен быть подтвержден отметками о регистрации по месту жительства в паспортах.
4. При решении вопросов признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обеспеченность площадью жилого помещения определяется исходя из площади всех имеющихся у военнослужащего и членов его семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, а также с учетом действий по ухудшению жилищных условий. Поэтому военнослужащий и члены его семьи должны заранее задуматься о доказательствах совместного проживания, так как право членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем является производным от соответствующего права военнослужащего.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г.

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения

N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им…

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512"О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно"

В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями;

Правила предоставления военнослужащим — гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин

Москва

29 июня 2011 г.

N 512

Правила
признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями
(утв.
постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512)

1. Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее — военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — уполномоченные органы).

2. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.

3. Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте "г" пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

5. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее — документы).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Вернуться назад

Все статьи Проблемные вопросы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства и признания их нуждающимися в жилых помещениях (Бордин С.Н.)

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
По смыслу приведенной нормы указанные военнослужащие и члены их семей регистрируются по адресам воинских частей без проверки нуждаемости в жилом помещении. Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащие, уже зарегистрированные по адресам воинских частей, женятся (выходят замуж) и членами их семей становятся супруги, которые уже зарегистрированы в данном населенном пункте по другим адресам, после чего военнослужащие просят зарегистрировать новых членов своей семьи по адресу воинской части.
Так, военнослужащий Н. обратился к командиру воинской части с просьбой о регистрации по адресу воинской части его новой супруги и ее несовершеннолетней дочери, в чем ему было отказано.
По нашему мнению, такая регистрация по адресу воинской части была бы формальной, так как супруги совместно проживали по другому адресу по договору найма, где и должны были быть зарегистрированы в соответствии с указанным Федеральным законом и разд. III Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". Кроме того, были бы ухудшены жилищные условия супруги и несовершеннолетней дочери супруги военнослужащего, так как в этом случае они утрачивали бы право на занимаемое жилое помещение по адресу фактической регистрации — по данному вопросу необходимо заключение органов опеки и попечительства.
В соответствии с п. 17 указанных Правил граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан (в целях регистрации по месту жительства) передают документы, указанные в п. 16 Правил (документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение), вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Супруга военнослужащего и ее дочь вместе с военнослужащим на новое место военной службы не прибывали, членами его семьи стали уже по новому месту службы, поэтому ссылка военнослужащего на указанную норму Федерального закона "О статусе военнослужащих" как обоснование для такой регистрации являлась необоснованной. Кроме того, ни военнослужащий, ни члены его семьи на территории воинской части фактически не проживали. По смыслу указанной нормы регистрация по адресам воинских частей предусмотрена, если они являются адресами места жительства военнослужащих: "регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей".
При обращении в военный суд военнослужащий ссылался на то, что указанным отказом нарушается его право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения на супругу и ее дочь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".

МЧС России

Однако сам заявитель в жилищную комиссию с просьбой о признании нуждающимися в жилом помещении супруги и ее дочери не обращался, а представил только сведения об их регистрации, не подтверждающие их совместное проживание. На учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения состояли только заявитель и его сыновья, поэтому правовых оснований для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения на супругу и ее дочь у командира воинской части не имелось.
Кроме того, сама супруга военнослужащего к командиру части с просьбой о регистрации ее и дочери по адресу воинской части в соответствии с разд. III Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, не обращалась, соответствующего ответа не получала. О ее намерении зарегистрироваться по адресу части можно было судить только со слов заявителя.
Указанная денежная компенсация выплачивается военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Например, в соответствии с пунктом 1 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной Приказом ФСБ России от 9 ноября 2005 г. N 665, такая денежная компенсация выплачивается военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, не обеспеченным жилыми помещениями (состав прибывших и совместно проживающих с военнослужащим членов семьи подтверждается справкой подразделения кадров, копиями паспортов с отметками о регистрации по месту жительства или по месту пребывания).
По нашему мнению, факт совместного проживания может быть подтвержден отделом кадров только на основании отметок о регистрации военнослужащего и членов его семьи по месту жительства и месту пребывания. Например, в соответствии с подп. "а" п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договорам социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях представляются копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи — граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
По смыслу ст. 1 ЖК РФ осуществление гражданами своих жилищных прав и исполнение ими своих обязанностей, вытекающих из жилищных отношений, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, участвуя в жилищных правоотношениях, не должны предпринимать действий, нарушающих права других граждан; граждане имеют право свободного выбора жилого помещения в пределах Российской Федерации для своего проживания в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, граждане вправе свободно выбирать для своего проживания любое жилое помещение в пределах Российской Федерации, но при этом обязаны регистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания или месту жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Также в соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона, а также п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Проанализировав указанные нормы вышеназванного Закона, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, бесспорно обладает одновременно и регулятивными, и охранительными функциями и позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом (деликтные обязательства, обязательства из неосновательного обогащения и т.д.).
Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с указанными нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <1>.
———————————
<1> Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2006 г. по делу N 6Н-193/05.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане принимаются на учет нуждающихся в получении жилых помещений не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых появились основания признания их нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями за предшествующие пять лет, совершение которых привело к уменьшению занимаемых жилых помещений или их отчуждению.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации при решении вопросов признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех имеющихся у военнослужащего и членов их семей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. При этом, например, согласно п. 13 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях военнослужащие и члены их семей, обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания в населенном пункте по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности), в котором военнослужащие проходят военную службу, или в близлежащих (находящихся в непосредственной близости) населенных пунктах (независимо от общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего). В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, также учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности или занимаемые по договору социального найма по месту прохождения военной службы у военнослужащего и членов его семьи.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Регистрация военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семьи по адресу воинской части, по мнению автора, возможна только в случае их фактического проживания по адресу воинской части (абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
2. В случае найма военнослужащим и членами его семьи жилого помещения они должны быть зарегистрированы по адресу указанного жилого помещения (постоянно или временно) (ст. ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 5242-1).
3. Факт совместного проживания военнослужащего и членов его семьи должен быть подтвержден отметками о регистрации по месту жительства в паспортах.
4. При решении вопросов признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обеспеченность площадью жилого помещения определяется исходя из площади всех имеющихся у военнослужащего и членов его семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, а также с учетом действий по ухудшению жилищных условий. Поэтому военнослужащий и члены его семьи должны заранее задуматься о доказательствах совместного проживания, так как право членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем является производным от соответствующего права военнослужащего.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Правительство РФ разрабатывает законопроект серьезным образом меняющий действующий в настоящее время порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

Так, в пояснительной записке к законопроекту указано, что "Действующая редакция абзацев третьего и двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) предполагает выбор формы обеспечения военнослужащих жильем в виде жилого помещения или жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения без ограничения возможности ее изменения, что влечет необоснованное увеличение расходов средств федерального бюджета, так как значительное количество построенных (приобретенных) федеральным органом власти жилых помещений остается невостребованным по причине изменения военнослужащими формы жилищного обеспечения с жилого помещения на жилищную субсидию. Законопроектом предусматривается возможность выбора указанными категориями граждан формы обеспечения жильем только при обращении о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Возможность изменения в последующем формы обеспечения жильем исключается. В действующей редакции статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ отсутствует норма, устанавливающая единый размер учетной нормы жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности военнослужащих общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отсутствие единой учетной нормы ставит военнослужащих, проходящих военную службу в разных населенных пунктах с отличным размером учетной нормы, установленной органами местного самоуправления, в неравные условия в части возможности получения жилья от федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Нуждающиеся в жилье военнослужащие: признание, учет и исключение

Законопроектом устанавливается единый размер учетной нормы жилого помещения (12 квадратных метров) в целях принятия вышеуказанных категорий граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.Форма обеспечения – жилищная субсидия может быть избрана только военнослужащими, имеющими право на избранное место жительства.Военнослужащим, имеющим право на обеспечение жилым помещением по месту прохождения военной службы, жилищная субсидия может быть предоставлена только при увольнении с военной службы. Законопроектом устанавливается право военнослужащих на получение жилых помещений в собственность бесплатно или жилищной субсидии один раз: либо в период прохождения военной службы, либо при увольнении. С целью экономии средств федерального бюджета исключается возможность обеспечения военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (далее – НИС), одновременно другими формами жилищного обеспечения, а также устанавливается, что с момента включения военнослужащих в реестр участников НИС они утрачивают право на получение жилых помещений для постоянного проживания или жилищной субсидии. "

В пояснительной записке отмечается также, что "Принятие законопроекта приведет к оптимизации государственных обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и повышению эффективности использования выделяемых на эти цели средств федерального бюджета."

Мы обязательно подготвим обзор указанного законопроекта и представим Вашему вниманию. Следите за новостями на нашем сайте!

Калькулятор расчета жилищной субсидии военнослужащим на 2-е полугоде 2017 г.

Калькулятор расчета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на III кв. 2017 г., предоставляемой бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим до 1.01.2005 года на жилищный учет в военных комиссариатах и ОВМСУ

Калькулятор расчета социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой ГЖС, на второе полугодие 2017 г.

Порядок признания нуждающимся в жилом помещении

Список документов для получения жилья военнослужащим

Порядок внесения в Единый электронный реестр военнослужащих на получение жилья

В 2011 году в России был введен Единый электронный реестр военнослужащих на получение жилья. В соответствии с ним распределяется жилье для военнослужащих, которые не имеют его в собственности или по социальному найму. Включение в реестр происходит не автоматически, для этого военнослужащему нужно собрать пакет документов, свидетельствующих, что он и члены его семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

После того, как все документы будут собраны, их нужно будет подать в структурный Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, лично или заказным письмом, вместе с заявлением. Специалисты департамента выполнят тщательную проверку всех документов. Затем заявитель и его семья признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вносятся в Единый электронный реестр военнослужащих на получение жилья, той датой, когда заявление было подано. В заключении заявителю присваивается личный идентификационный номер, по которому он на сайте Министерства обороны всегда сможет проверить верность сведений в Реестре.

Документы, необходимые для получения постоянного жилья:

  • Заявление по установленной форме;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения, находящиеся в России, начиная с 31.01.98 г.;
  • Выписка из послужного списка с датой выдачи;
  • Выписка из приказа о назначении на должность – копия;
  • Доверенность;
  • Документы о наличии ребенка – иждивенца;
  • Документы о праве на дополнительную площадь;
  • Документы о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения, согласно законодательству РФ – копия;
  • Документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей, начиная с 1991 года: справки (сообщения) БТИ до 31.01.98 г. и выписки из домовых книг;
  • Документы, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей

(паспорта со страницей о регистрации, свидетельства о рождении) – копии;

  • Контракт о прохождении военной службы – копия;
  • Сведения о наличии ИНН у военнослужащего и членов его семьи;
  • Сведения о наличии либо отсутствии жилья, являющееся собственностью военнослужащего и членов его семьи, либо занимаемому по социальному найму &#8212; по рекомендуемому образцу;
  • Свидетельство о заключении либо расторжении брака – копия;
  • Свидетельство о регистрации по месту пребывания – копия;
  • Справки о составе семьи, о прохождении военной службы, общей ее продолжительности, о регистрации по форме № 9 и о сдаче служебного жилья (необеспеченности служебным жильем) по предыдущему месту несения военной службы, включая общежития и жилые помещения маневренного фонда;
  • Финансовые лицевые счета с мест жительства военнослужащих и членов их семей за пять лет, предшествовавших дате подачи заявления – копии (их не требуется для получения служебного жилья).

По желанию, военнослужащий может приложить к этому пакету дополнительные документы. Чтобы получить справки, ему нужно обратиться в структурное подразделение уполномоченного органа (региональные управления жилищного обеспечения и их территориальные отделения (отделы)), включая то, к чьей юрисдикции относится прежнее место военной службы заявителя.

Копии документов должны быть представлены с предъявлением оригинала, либо являться заверенными.

Служебное жилье военнослужащему и его семье предоставляется не раньше, чем он сдаст служебное жилье по месту предыдущего несения военной службы.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *