Приватизация муниципального имущества

Содержание

  • 14.1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества
  • 14.2. Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
  • 14.3. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
  • Контрольные вопросы
  • Тема 14. Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    14.1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

    В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

    1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

    2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г.

    14.2. Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

    № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;

    3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;

    4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

    Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

    1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

    3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

    1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

    2) природные ресурсы;

    3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

    4) государственный резерв;

    5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

    6) государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

    7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

    8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

    9) имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

    10) государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;

    11) акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

    Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    14.2. Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

    К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

    1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

    • государственных и муниципальных унитарных предприятий;

    • государственных и муниципальных учреждений;

    • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

    а) Правительство РФ, которое:

    • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

    • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;

    • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

    • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

    • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

    б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

    • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

    • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

    • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

    в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

    • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

    • обеспечивает оценку федерального имущества;

    • заключает договоры купли-продажи федерального имущества

    • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

    г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

    д) органы местного самоуправления

    14.3. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

    Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

    1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

    2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

    • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

    • способ приватизации имущества;

    • нормативная цена;

    • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

    1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

    2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

    3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

    4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

    5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

    6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

    7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

    8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

    9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

    10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

    4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

    Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

    Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

    Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

    Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте понятие «приватизация государственного и муниципального имущества».

    2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

    3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона от 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»?

    4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

    5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

    6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

    7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

    Закон г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 26

    О государственном имуществе города Москвы

    Настоящий Закон устанавливает перечень видов государственного имущества города Москвы, необходимого для осуществления полномочий города Москвы.

    Статья 1. Состав имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы

    Статья 2. Перечень видов государственного имущества, необходимого для осуществления полномочий города Москвы

    Статья 3.

    Субъекты и объекты приватизации

    Вступление в силу настоящего Закона

    Статья 1. Состав имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы

    В государственной собственности города Москвы может находиться имущество:

    1) необходимое для осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы;

    2) необходимое для обеспечения реализации функций столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации";

    3) необходимое для осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами города Москвы;

    4) необходимое для осуществления органами государственной власти города Москвы отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных органам государственной власти города Москвы федеральными законами, а также соглашениями, заключенными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством;

    5) которое в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может находиться в собственности муниципальных образований, но не отнесено законами города Москвы к имуществу внутригородских муниципальных образовании в городе Москве;

    6) необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти города Москвы, государственных органов города Москвы, лиц, замещающих государственные должности города Москвы, государственных гражданских служащих города Москвы, работников государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы и работников государственных бюджетных и автономных учреждений города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы;

    7) необходимое для осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий, предоставленных им федеральными законами.

    Статья 2. Перечень видов государственного имущества, необходимого для осуществления полномочий города Москвы

    1. Для осуществления полномочий города Москвы используются следующие виды имущества:

    1) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности государственных органов города Москвы, органов государственной власти города Москвы, государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы и государственных учреждений города Москвы, в том числе нежилые помещения для их размещения;

    2) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения проведения выборов и референдумов на территории города Москвы;

    3) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

    4) имущество, необходимое для обеспечения экономической, правовой, информационной безопасности граждан, охраны общественного порядка, обеспечения, организации и содержания органов охраны общественного порядка города Москвы, осуществления контроля за их деятельностью, обеспечения пожарной безопасности, организации противопожарной службы города Москвы;

    5) земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения и иное имущество, необходимое для осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий в области градостроительной деятельности, в том числе по развитию застроенных территорий города Москвы;

    6) объекты гражданской обороны, имущество, необходимое для обеспечения радиационной безопасности и контроля за состоянием окружающей среды и для гидрометеорологии;

    7) водные объекты и имущество, необходимое для содержания водных объектов и обеспечения их охраны;

    8) имущество, необходимое для решения вопросов воспитания, здравоохранения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, санитарного благополучия населения, социальной защиты, труда и занятости, семейной и молодежной политики, записи актов гражданского состояния;

    9) объекты культурного наследия, произведения науки, литературы и искусства и их материальные носители, а также имущество, необходимое для обеспечения сохранности и защиты результатов интеллектуальной деятельности и художественного наследия, сохранения и развития культуры, сохранения и развития национальных культур представителей всех народов, проживающих на территории города Москвы, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их территорий, развития городских традиций и обрядов, имущество библиотек и архивных фондов;

    10) имущество, необходимое для развития туризма;

    11) имущество, необходимое для функционирования и развития средств массовой информации, а также имущество, необходимое для полиграфии, книгоиздания и систем их распространения;

    12) имущество, необходимое для проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных систем, информационных ресурсов и электронных носителей информации;

    13) объекты городской транспортной и инженерной инфраструктур, включая объекты коммунального, топливно-энергетического, дорожно-мостового, гидротехнического, водного и коллекторного хозяйств, а также имущество, необходимое для их содержания, обслуживания и развития; объекты благоустройства и озеленения, санитарной очистки территории города Москвы;

    14) имущество, необходимое для обеспечения деятельности по оформлению города Москвы, развития информационной и рекламной деятельности;

    15) автомобильные дороги (за исключением частных автомобильных дорог и автомобильных дорог федерального значения), а также имущество, необходимое для их обслуживания;

    16) аэропорты и (или) аэродромы гражданской авиации (за исключением аэропортов и аэродромов гражданской авиации федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), а также имущество, необходимое для их содержания, развития и эксплуатации;

    17) земельные участки, необходимые для хранения служебного транспорта органов государственной власти города Москвы, организаций и личного автотранспорта граждан;

    18) имущество, необходимое для развития и поддержки промышленности и науки;

    19) имущество, необходимое для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

    20) имущество, необходимое для содержания, развития и использования фонда нежилых помещений города Москвы;

    21) жилищный фонд города Москвы и иное имущество, необходимое для решения вопросов в области жилищных отношений, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    22) имущество, необходимое для эксплуатации жилищного фонда, в том числе для проведения его капитального ремонта;

    23) имущество, необходимое для создания условий обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

    24) имущество, необходимое для обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, в том числе для проведения лабораторных исследований пищевой продукции на содержание генномодифицированных организмов;

    25) имущество, необходимое для создания и содержания материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в том числе для осуществления мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

    26) земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для предоставления в пользование федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам субъектов Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации;

    27) земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для проведения международных и межрегиональных мероприятий;

    28) имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий города Москвы;

    29) имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных;

    30) имущество, необходимое для осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;

    31) имущество, необходимое для формирования и реализации конкурентной политики города Москвы, обеспечения функционирования и развития системы размещения государственных заказов, проведения инвестиционных и иных публичных торгов, организации единых торговых площадок на городском, окружном и отраслевом уровнях в целях обеспечения добросовестной конкуренции, экономического и социального развития города Москвы в интересах населения города Москвы;

    32) иные виды имущества, необходимого для осуществления полномочий города Москвы, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, Уставом города Москвы и законами города Москвы.

    2. Потребность в имуществе, необходимом для осуществления полномочий города Москвы, определяется Правительством Москвы в соответствии с Генеральным планом города Москвы и прогнозами социально-экономического развития города Москвы.

    3. Государственное имущество города Москвы, указанное в части 1 настоящей статьи, может находиться за границами территории города Москвы, в том числе и за рубежом.

    Статья 3. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

    Мэр Москвы                                          Ю.М. Лужков

    Москва, Московская

    городская Дума

    25 июня 2008 года

    N 26

    Еще документы скачать бесплатно

  • 14.1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества
  • 14.2. Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
  • 14.3. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
  • Контрольные вопросы
  • Тема 14. Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    14.1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

    В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

    1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

    2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;

    3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;

    4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

    Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

    1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

    Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

    Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

    1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

    2) природные ресурсы;

    3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

    4) государственный резерв;

    5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

    6) государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

    7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

    8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

    9) имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

    10) государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;

    11) акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

    Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    14.2. Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

    К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

    1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

    • государственных и муниципальных унитарных предприятий;

    • государственных и муниципальных учреждений;

    • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

    а) Правительство РФ, которое:

    • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

    • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;

    • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

    • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

    • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

    б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

    • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

    • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

    • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

    в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

    • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

    • обеспечивает оценку федерального имущества;

    • заключает договоры купли-продажи федерального имущества

    • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

    г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

    д) органы местного самоуправления

    14.3. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

    Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

    1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

    2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

    • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

    • способ приватизации имущества;

    • нормативная цена;

    • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

    1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

    2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

    3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

    4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

    5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

    6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

    7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

    8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

    9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

    10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

    4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

    Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

    Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

    Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

    Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте понятие «приватизация государственного и муниципального имущества».

    2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

    3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона от 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»?

    4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

    5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

    6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

    7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

    Ст. 16 ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества ФЗ 178 от 21.12.2001

    

    ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества
    Статья 16. Документы, представляемые покупателями государственного и муниципального имущества

    1. Одновременно с заявкой претенденты представляют следующие документы:

    юридические лица:

    заверенные копии учредительных документов;

    документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное его руководителем письмо);

    документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности;

    физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.

    В случае, если от имени претендента действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий от имени претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае, если доверенность на осуществление действий от имени претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица.

    2. Все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.

    К данным документам (в том числе к каждому тому) также прилагается их опись. Заявка и такая опись составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой — у претендента.

    Соблюдение претендентом указанных требований означает, что заявка и документы, представляемые одновременно с заявкой, поданы от имени претендента. При этом ненадлежащее исполнение претендентом требования о том, что все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, или отдельные тома документов должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа претенденту в участии в продаже.

    Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов.

    В случае проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов. (Статья в редакции Федерального закона от 11.07.2011 г. N 201-ФЗ)

    

    Статья 1…1415161718…46

    Скачать бесплатно Федеральный Закон О приватизации государственного и муниципального имущества ФЗ 178 от 21.12.2001

    Добавить комментарий к ст.16 ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества ФЗ 178 от 21.12.2001

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Казанский государственный технологический университет»

    Факультет экономики, управления и права

    Выполнила Маскина Татьяна Ивановна

    5 курс заочного отделения 080502 направления

    группы №

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по «Акционерное право»

    тема «Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества»

    за 9 семестр 2008 – 2009 уч. года

    Домашний адрес:

    г. Бавлы, ул. Гоголя, д. 11, кв. 7

    Тел. (дом./ раб.) 8(85569)

    5-12-31/ 5-62-33

    1. Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества.

    1.1. Понятие и правовое регулирование приватизации………………… 3

    1.2. Субъекты приватизации…………………………………………….. 8

    1.3. Объекты приватизации……………………………………………… 10

    1.4. Решение об условиях приватизации………………………………. 10

    1.5. Способы приватизации…………………………………………….. 11

    1.6. Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества…..15

    1.7. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе………………………………………………………………………… 17

    1.8. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе………………………………………………………………………… 20

    1.9. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций…………………………………………… 22

    1.10. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг………………………………………… 24

    1.11. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения………………………………………….. 26

    1.12. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены……………………………………………………………….. 28

    1.13.Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ……… 29

    1.14. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления…………………………………………………… 30

    Список использованной литературы…………………………………… 32

      1. Понятие и правовое регулирование приватизации

      Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имущества, в собственность физических и (или) юридических лиц. (Ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

      При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную.

      Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ в настоящее время определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). Он введен в действие с 27 апреля 2002 г. До этого вопросы приватизации регулировались Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», а еще ранее – Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», который и заложил правовые основы приватизации.

      В некоторых субъектах РФ в соответствии с Законом о приватизации приняты и действуют свои законодательные акты, которые устанавливают особенности приватизации имущества, находящегося в собственности соответствующего субъекта РФ, В качестве примера приведем Закон г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 «О приватизации государственной и муниципальной собственности г. Москвы».

      Кроме того, особенности приватизации некоторых видов имущества установлены специальными законами. Например, особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

      Согласно Закону приватизация должна осуществляться по следующим принципам:

      — открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

      — возмездность отчуждения имущества, которое может передаваться в частную собственность за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

      Полученные от продажи имущества денежные средств перечисляются в соответствующий бюджет в сроки, указанные в Законе. В случае несвоевременного перечисления денежных средств уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату выполнения денежных обязательств перед соответствующим бюджетом. Кроме того, Законом предусмотрена возможность списания указанных средств в бесспорном порядке.

      Следует отметить, что приватизация в нашей стране не всегда осуществлялась на возмездных началах. Так, с 1991 г. до 1 июля 1994 г. проходил чековый этап приватизации, когда в качестве средств платежа при приобретении в частную собственность объектов приватизации могли использоваться приватизационные чеки. Эти чеки опосредовали механизм бесплатной передачи гражданам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Номинальная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. составляла 10 тыс. рублей Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживающим на ее территории. При выдаче приватизационного чека взимался комиссионный сбор в размере 25 рублей.

      Закон о приватизации имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в ч. 2 ст. 3 Закона. К таким объектам относятся, например, земля (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муниципальный жилищный фонд и др. Отчуждение указанного имущества регулируется иными федеральными законами.

      § 2. Объекты и субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

      Например, приватизация жилищного фонда осуществляется согласно Закону РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

      Помимо Закона, правовое регулирование приватизации может осуществляться принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и подзаконными актами. В качестве примера можно назвать утвержденные постановлениями Правительства РФ Положения о продаже государственного и муниципального имущества на конкурсе, аукционе и другие акты, которые будут рассмотрены в данной главе.

      В силу Закона о приватизации 1997 г. должна была приниматься на уровне федерального закона Государственная программа приватизации. Проект этой программы, изменения и дополнения в нее обязано было ежегодно представлять в Государственную Думу Правительство РФ одновременно с проектом закона о государственном бюджете на соответствующий год. Однако закон о Государственнойпрограмме приватизации так и не был принят. С многочисленными изменениями и дополнениями действовала Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 были утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г.

      Закон о приватизации 2001 г. ввел новое понятие – «прогнозный план (программа) приватизации». В отличие от Государственной программы, которая задумывалась как нормативный правовой акт, прогнозный план (программа) приватизации по своей юридической природе – акт планирования (прогнозирования). В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о приватизации, он содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных общества, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В нем приводятся характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 617 были утверждены «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества». Процесс разработки программы включает несколько этапов: направление предложений о приватизации в Минимущество РФ (предложения могут направляться органами государственной власти и местного самоуправления, федеральными государственными унитарными предприятиями, открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, иными юридическими лицами и гражданами); рассмотрение их в Минимуществе РФ, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих координацию и регулирование в соответствующих отраслях экономики, на предмет целесообразности; формирования проекта программы Минимуществом РФ. До внесения в Правительство проект программы подлежит согласованию с Минэкономразвития РФ, Минфином РФ, МАП РФ, Российским фондом федерального имущества.

      Акции стратегических акционерных общества и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ. Акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок входят в прогнозный план на основании федерального закона.

      В соответствии с Законом о приватизации, прогнозный план приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозного плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ.

      Так, Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2003 г. утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 1156-р. Он состоит из двух разделов:

      I. Основные направления реализации политики в сфере приватизации федерального имущества в 2003 г.

      II. Федеральное имущество, приватизация которого планируется в 2003 г. Тема  содержит два перечня: открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности и акции которых планируется приватизировать в 2003 г.; федеральных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в 2003 г. Приведены характеристики каждого из объектов. Для акционерных обществ указаны: их наименование, место нахождения, количество акций, находящихся в федеральной собственности и планируемых к приватизации. В отношении предприятий приведены данные о стоимости основных средств на 1 января 2002 г. и среднесписочная численность работающих.

      Закон о приватизации вводит понятие «стратегические предприятия и акционерные общества». К стратегическим относятся: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, зашиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

      Предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных общества, о внесении в него изменений, касающихся состава субъектов, необходимости и степени участия в них РФ утверждаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

      Страницы: следующая →

      1234Смотреть все

      Похожие страницы:


      Главная | Законодательство

      Закон о приватизации государственного и муниципального имущества

      Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января, 17 апреля, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 10 мая, 24 июля, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 22, 23, 24 июля 2008 г.) Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года Глава I. Общие положения Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации Глава II. Планирование приватизации государственного и муниципального имущества Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества Статья 8. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества Статья 9. Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества Статья 10. Планирование приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества Статья 11. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия Статья 12. Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества Статья 14. Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества Статья 15. Информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества Статья 16. Документы, представляемые покупателями государственного и муниципального имущества Статья 17. Социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе Статья 19. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе Статья 20. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ Статья 22. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения Статья 24. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены Статья 25. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ Статья 26. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления Глава V. Особенности приватизации отдельных видов имущества Статья 27. Особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия Статья 28. Отчуждение земельных участков Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально- бытового назначения Статья 31. Обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества Статья 32. Оформление сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества Глава VI. Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества Статья 33. Утратила силу с 1 января 2008 г. Статья 34. Средства платежа при продаже государственного и муниципального имущества Статья 35. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества Статья 36. Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли- продажи государственного или муниципального имущества Глава VII. Особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности Статья 37. Особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия Статья 38. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции") Статья 39. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований Статья 40. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ Статья 40.1. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ в случае размещения акций путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций открытых акционерных обществ за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций открытых акционерных обществ Статья 41. Регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации Глава VIII.

      Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества

      Переходные и заключительные положения Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества Статья 43. Переходные положения Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Статья 45. Признание утратившими силу иных федеральных законов Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

      наверх   версия для печати

      © 2002—2018 Информационно-юридический портал FLEXA.RU.  Контакты
      При перепечатке или использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на сайт и на автора обязательна.

      Вам также может понравиться

      About the Author: admin

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *